Астения у детей и подростков

Астения у детей и подростков

Ребенок вялый и пассивный? Не может сосредоточиться? Возможно у него астения. Астения (от др. греч. – бессилие, слабость) – это состояние, характеризующееся патологической усталостью после нормальной активности, которая сопровождается снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение работоспособности.

Астения представляет собой неспецифический синдром, который может сопровождать любое заболевание (соматическое, психическое) и развиваться у здоровых людей при определенных обстоятельствах. В детском возрасте она наблюдается при различных соматических, неврологических и психических заболеваниях.

Распространённость астении среди всего населения планеты, в зависимости от внешних и внутренних социальных факторов варьируется от 1,2 до 18,3%.

Выделяют следующие виды:

  • Цереброгенная астения
  • Соматогенная астения
  • Резидуальная астения
  • Дизонтогенетическая астения
  • Неврастения.

Наиболее часто у детей отмечается быстрая утомляемость, общая слабость, пониженная умственная и физическая работоспособность, рассеянность, снижение концентрации внимания и памяти, неустойчивость настроения, раздражительность, тревожность, замедление формирования учебных навыков, трудности в учёбе, головные боли, нарушения сна. 

Физиологическая утомляемость, в отличие от астенических расстройств, характеризуется слабой выраженностью астенических симптомов, их проявлением на короткое время (несколько дней) при нагрузках, недосыпании и исчезновением после отдыха.   

Наличие у детей астенических расстройств способствует ухудшению качества жизни, нарушениям адаптации в дошкольных и школьных учреждениях, сложностям обучения, снижению коммуникативной активности, проблемам в межличностных взаимодействиях и напряженности во внутрисемейных отношениях.

Диагностика 

Клиническая оценка детей с астеническим синдромом требует детализации анамнестических данных, исследования соматического и неврологического, когнитивного и психического статуса ребёнка, а также оценку фармакодинамики используемых пациентом медикаментозных средств, которые могут быть причиной астении.

Минимальный перечень лабораторных и инструментальных методов исследования включает общий и биохимический анализ крови, СОЭ, определение белков острой фазы, исследование тиреоидного статуса, ЭКГ. В план дополнительного обследования входят: консультация невролога, определение серологических маркёров к вирусным гепатитам, ВИЧ, герпетической и цитомегаловирусной инфекции.

Лечение

В лечении астении необходим комплексный подход. Одна из важнейших задач – создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребёнок не только будет чувствовать себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия должны быть направлены на выявление его сильных сторон. Это поможет ребёнку ощутить себя успешным, повысит самооценку и мотивацию достижений и в других областях деятельности. Также необходимо стимулировать социальные контакты и хобби.

Этиопатогенетическая терапия должна включать в себя мероприятия, направленные на оптимизацию режима учёбы и отдыха, введение тонизирующих физических нагрузок, ограничение пребывания ребёнка перед монитором (компьютер, планшет, телефон, телевизор) до 30 минут в сутки. Важным аспектом является рациональное питание, сбалансированое по белкам, жирам и углеводам, оптимальное обеспечение организма ребёнка витаминами и минералами. Необходимо применение психотерапевтических методов лечения.

Медикаментозная терапия астенических расстройств обычно включает ноотропные средства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, а также антиксиолитики, способствующие снижению уровня тревожности, раздражительности и импульсивности.

Получить консультацию доктора психологических наук и невролога высшей квалификации, можно в клинике «Здоровая Семья» на Фучика 3.  Запишись по телефону 219-30-50, 243-53-03, 300-40-50 или онлайн на сайте.